Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Год выпуска

1 999

Том

54

Номер выпуска

4

Название статьи

АСПИРАНТУРА

Страница главного редактора

Профессор Ф. Адамcиз Антверпена выступил на конференции Евроанализ Х в Базеле (сентябрь 1998 г.) с докладом о подготовке докторов наук, т.е., по нашему, об аспирантуре. Он считает, что за последнее время изменились цели этого института. Если раньше докторов (в России - кандидатов наук) готовили главным образом для исследовательского и преподавательского труда, то в настоящее время - и для работы за пределами этих сфер. Характер будущей деятельности должен найти отражение и в системе подготовки аспирантов.
Например, если будущего исследователя ориентируют на открытые публикации, то аспиранта, нацеленного на работу в фирме, надо ознакомить со сферой патентов, ноу-хау, полусекретной коммерческой информации. Если для аспиранта, который станет преподавателем или научным работником, время не самый важный фактор, то будущий сотрудник компании, торопящейся обогнать конкурентов, должен четко понимать цену времени. Если тот, кому судьба стать ученым, может ценить чистое знание как таковое, то для работы в промышленности ему понадобится прежде всего полезное, работающее знание.
В мире наметилась тенденция сокращать время на подготовку аспирантов до трех, максимум до четырех лет. Интересны задачи, которые ставит бельгийский ученый и педагог перед теми, кто готовит аспирантов. Желательно, чтобы тема диссертации совпадала с темой дипломной работы и была частью общей тематики лаборатории. По возможности, исследовательские группы, где работает (учится) аспирант, должны быть интернациональными. Важно воспитывать дух коллективизма. Приучать аспиранта к мысли, что учиться нужно всю жизнь; конкретно говорится о непрерывном обучении. Уж не наш ли опыт здесь принят во внимание?
Декларируется целесообразность сокращать число учреждений, имеющих аспирантуру, дабы обеспечить гарантированно высокое качество подготовки. Тезис о том, что аспирантура - институт для углубленного и широкого обучения, а не только для выполнения узконаправленной исследовательской работы - общепринят и не обсуждается. Формулируется призыв разрабатывать для аспирантов специальную систему образовательных курсов (она есть во Франции - Ecole doctorales). Полезны командировки аспирантов в те центры, где на высоком уровне читаются те или иные курсы, причем договоренность о том, где что читается наилучшим образом, достигается заранее. Иначе говоря, система видится как национальная и даже как международная. В США для аспирантов пишутся специальные учебники (advanced). Важно, чтобы доктора (кандидаты) наук были широко образованными людьми. В Антверпенском университете читается 60 курсов для аспирантов; они включают иностранные языки, экономику, теорию управления, информатику, историю и философию науки и т.д. Как видим, много внимания уделяется общим вопросам, расширению кругозора, подготовке к руководящей работе (general knowledge and skills). Подробнее об этих курсах см. Fresenins J. Anal. Chem. 1998. Vol. 357. Р. 215-220.

DOI

 

Вложения

Создан в 22.07.2014 12:37 пользователем: Аленина М.В.
Изменен в 22.07.2014 12:37 пользователем: Аленина М.В.